Марсианские хроники

Театр: РАМТ

Режиссёр: Алексей Бородин

Роли исполняют:

Алексей Веселкин, Сергей Серов, Евгений Редько

О спектакле:

"Победа над солнцем" - футуристическая опера "в двух деймах, шести картинах", ее премьера в театре футуристов состоялась в декабре 1913 года (музыка М.Матюшина, сценография К.Малевича). "Знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к "Победе над солнцем" как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга..." (из статьи Р.Дуганова, приведенной в программке).

По утверждению создателей спектакля РАМТа, нынешняя версия "Победы над солнцем" - отнюдь не реконструкция постановки 1913 года, но самостоятельное произведение с новой музыкой Стефана Андрусенко и новым оформлением, в том числе костюмами (степень их оригинальности не вмещается в краткое описание), придуманными Настей Кислициной и Анной Колейчук.

Зрители рассаживаются прямо на сцене театра, открытой глазу во всей ее естественной неприглядности и неприукрашенности. Сверху свешиваются всевозможные детали сценографии; горы реквизита, больше смахивающего на ненужный хлам (вешалки, противогазы, щиты, пушки, велосипедные колеса), разбросаны по углам; там же расставлены многочисленные лестницы-стремянки; среди всеобщего хаоса в глубине сцены чинно восседает оркестр во главе с дирижером (он же - композитор).

Спектакль обрамляют строки: "Все хорошо, что хорошо начинается..." Штурм солнца (напоминающий массовое безумие) сопровождается следующими сентенциями: "Я закопчу путь свой"; "Я хоть и не застрелился (из застенчивости), но памятник себе поставил"; "Глаза лунатиков обросли чаем и моргают на небоскребы"; "Конь мост устроил в ухе"... Откуда-то сверху падают разноцветные мячи всевозможных размеров, их ловят, гоняют по сцене. В сумасшествии с мячами принимает участие даже дирижер. Ближе к концу спектакля на сцену обрушивается целый самолет вместе с пилотом.

В финале, когда солнце, по всей видимости, оказывается побежденым, участники штурма поднимают красочные транспаранты с лозунгами: "Паровозят сто копытца", "Будетляндские страны будут", "Берегитесь чудовищ пестроглазых". Самый же впечатляющий призыв: "ОДГН СИРГ ВРЗЛ ГЛ" даже пытаются пропеть, и не один раз.

Основной пафос этой талантливой, но холодновато-нелепой постановки таков: "Мир погибнет, а нам нет конца". Коротко и ясно. Гораздо яснее, чем все прилагающееся.

Фото со сцены:


 
Фотогалерея