Обсудим "Принцесса Греза"

Мы живем в то время, когда романтика безнадежно канула в Лету. Сейчас торжествуют деловая хватка и практицизм, и, как многие повторяют, "не до сантиментов". Но по истинной романтике тоской "болеют" многие и, наверное, в первую очередь - самые молодые, которые только вступают в жизнь. В грязь часто затоптана вся красота чувства, хрупкие души губит вседозволенность. А вот какие-то светлые неосознанные мечты и эмоции будоражат юные сердца, но часто не видят выхода и пути.

И вот здесь приходит на помощь искусство. На сцене столицы появились недавно "Принцесса Греза", спектакль Фридриха Шиллера "Мария Стюарт" (у ермоловцев),  спектакль Жана Расина "Береника" (в РАМТе).

"Принцесса Греза" – это изумительная трагедия по мотивоам средневековой легенды. Ей сегодня 101 год. Но по-прежнему она актуальна и жива, потому что всегда сиюминутны и современны те проблемы, которые привели ее появление: самопожертвование, борьба со злом, мечта, дружба,  любовь, а в общем - стремление к бескорыстной и целостной человеческой душе.

И совершенно случайно то, что в постановках спектакля "Принцессы Грезы" были задействованы самые популярные трагические актеры мира. Назвать достаточно хотя бы  Сару Бернар, сыгравшую восточную принцессу Мелисинду: услышав из песен трубадуров о ней, французский принц Жофруа полюбил ее и отправился в морское опасное путешествие, только для того, чтобы увидеть свою любовь, свою мечту, свою грезу хотя бы на миг, даже ценой собственной жизни.

В спектакле, который поставил режиссер Адольф Шапиро в Российском молодежном, играют актеры молодые. Е. Дворжецкому, самому старшему из них, даже до сорока еще далеко. Всего четыре года назад Н.Чернявская пришла на сцену, Е.Редько - немного ее старше. И вот это восхитительное трио – Мелисинда, Жофруа, и друг принца - Бертран (трубадур).

По воле Татьяны Сельвинской – сценографа, огромная сцена театра стала романтическим образом средневековой галеры, на которой, наконец-то принц добрался до восточного города, где принцесса жила в изгнании. Но когда в доме принцессы в сценах появляется образ прекрасного дворца, зримо корабль все равно существует, еще больше  "напрягая" сюжет.

Атмосфера очень точная, поэтому помогает артистам задать верный тон всему происходящему на сцене. А что же происходит у нас на глазах? Мелисинда и ее "заочная" любовь в ожидании встречи с Жофруа. Пылкая любовь Жофруа. Приход к принцессе Бертрана, дабы позвать ее на корабль, где лежит умирающий принц. И здесь любовная страсть невероятной силы, практически ослепляет Бертрана и Мелисинду.  Но счастье и радость от этой разделенной любви совсем недолговечны: ни он, ни она не могут предать Жофруа, предать нескончаемую любовь и мечту. Чувства героев благородны, возвышенны, сильны. Но перед парой влюбленных встает тяжелый проблема - необходимость выбрать. Отказавшись мучительно от своей любви, они оба выберут любовь принца, который умирает. И тогда Мелиссинда поймет, что та любовь, которую она так ждала - это любовь Жофруа. И ее поймет зрительный зал, хотя внутри у каждого, кто приходит на спектакль "Принцесса  Греза", обязательно останется горечь чувства о том, что Бертран и Мелисинда уже никогда больше не увидят друг друга.

Это сыграть все очень трудно, да еще, при этом, в контрастном преображении характеров героев. А артисты не только сыграли, но еще и прожили эту драму. Вооруженные поэтическим замечательным словом Эдмона Ростана, неся в зал эти великолепные, на грани нервного стресса они играют – так темпераментно, пластично, эмоционально, сильно, а главное, вкладывают в это до бесконечности волнующее действие свое сердце, свой талант, свои мечты. Это все очень важно. Хотелось бы повторить слова Ростана: "Кто в жизни раз хотя б узнал мечту, тому вернуться к пошлости уж трудно".

 
Фотогалерея